Норма расхода топлива 2014

Ру: Нормы расхода топлива Версия 1. НАСОНОВ 29 апреля 2003 года Согласовано Руководитель Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России РУЦКОЙ 9 апреля 2003 года НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Руководящий документ Р3112194-0366-03 Срок действия до 01. Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др. Предлагаемые нормативы могут быть использованы в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей. Данный Руководящий документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. Общие положения Норма расхода топлива или смазочного материалаприменительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлив смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы по действующей методике определения базовых норм расхода топливаи расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами. Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава легковые, автобусы, грузовые и т. Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях: - для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива; - для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе снг- в литрах снг из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг ; - для автомобилей, работающих на сжатом природном газе спг- в нормальных метрах кубических спг из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций. Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях: - Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении 2. С время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов при отсутствии независимых отопителейа также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров в том числе больных, инвалидов и т. Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия: - На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности высота над уровнем моря до 300 м на дорогах I, II и III категорий - до 15%. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные городские коэффициенты не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях: - для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л на один газобаллонный автомобиль; - для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время при температуре окружающей среды ниже 0 град. С - до 10 л в месяц на один автомобиль; - на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах. Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей. Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т. Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива отсутствующие в данном Руководящем документеруководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа. ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М 12,1 Б ВАЗ-21218 ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М 11,9 Б ВАЗ-212182 брон. Старые до 1997 г. Обозначение основных параметров двигателя и коробки передач по данным изготовителей : - ВАЗ-2103 - марка двигателя; - 4L - число и расположение цилиндров, L-рядное, V-образное, оппозитное; - 1,45 - рабочий объем двигателя, л; - 71 - мощность двигателя, л. Топливо, обозначение: - Б - бензин; - Д - дизтопливо; - снг - сжиженный нефтяной газ; - спг - сжатый природный газ. ЗИЛ-375-695Н с дв. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа снг - до 2,64 л; сжатого природного газа спг - до 2 куб. Тягачи Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по соотношению 3. XF 430 6L-12,58-428-16M 16,5 Д Iveco-190. При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности коэффициент загрузки 0,5 : бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива Hz на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: - до 0,25 л жидкого топлива до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л. В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей соотношение 3. Фургоны Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по соотношению 3. Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме. КМЗ - Каспийский машиностроительный завод. КозМЗ - Козельский машиностроительный завод. НЗАС - Нефтекамский завод автосамосвалов. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы: - автомобили, выполняющие работы в период стоянки пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т. Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег на передвижение устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля. Нормы расхода топлива для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России, Академия коммунального хозяйства. Величины норм расхода топлива для спецавтомобилей приведены ниже. Учет расхода топлива в этом случае производится по показанию счетчика пройденного пути спидометра и по норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега. ПМ-536 КАМАЗ-43101 35,00 0,250 0,150 АЦ-40 43101 мод. ПМ-536 КАМАЗ-4925 39,50 0,250 0,150 43101 АЦ 5,0-40 4310 мод. ПМ-506В ЗИЛ-131 49,00 0,250 0,150 АЛ-30 43105 мод. ПМ-512 КАМАЗ-43105 40,50 0,200 0,150 АЛ-30 4310 мод. ПМ-512 КАМАЗ-43101 39,00 0,200 0,150 АЛ-45 257 мод. ПМ-109 КРАЗ-257 48,50 0,350 0,200 АЛ-50 Магирус-Дойц Магирус-Дойц 52,00 0,350 0,150 АЛ-50 53229 КАМАЗ-5320 44,50 0,250 0,150 АЛ-37 53212 КАМАЗ-5320 37,00 0,250 0,150 АКП-30 53213 мод. ПМ-509А КАМАЗ-53213 41,50 0,200 0,110 АКП-30 53213 мод. КАМАЗ-4310 39,00 0,200 0,150 АТСО-20 375 мод. Т 2 ЗИЛ-131 50,00 0,350 0,150 АГ-12 3205АГ 3205 ПАЗ-3205 36,00 0,200 0,110 АГ-24 130 мод. ГАЗ-66-11 33,00 0,275 0,110 8Т311 131 ЗИЛ-131 50,00 0,275 0,150 АСА-4 3302 мод. ВАЗ 13,90 - 0,150 АПС-41 авар. Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов - изготовителей специальных и специализированных автомобилей в литрах на час работы оборудования. Автомобили цементовозы и автобетоносмесители: норма на загрузку и обдув 1 цистерны, л АБС-7 КамАЗ-740. Приложение 1 Справочное НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ - В связи с отсутствием данных от изготовителей техники количественные значения норм расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены. Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов с учетом замены и текущих дозаправок установлены из расчета на 100 литров от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 литров расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20 процентов для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. Центральный 1 Москва 5. III 10 2 Белгородская обл. III 7 3 Брянская обл. III 10 4 Владимирская обл. III 10 5 Воронежская обл. III 10 6 Ивановская обл. III 10 7 Калужская обл. III 10 8 Костромская обл. III 10 9 Курская обл. III 10 10 Липецкая обл. III 10 11 Московская обл. III 10 12 Орловская обл. III 10 13 Рязанская обл. III 10 14 Смоленская обл. III 10 15 Тамбовская обл. III 10 16 Тверская обл. III 10 17 Тульская обл. III 10 18 Ярославская обл. Северо-Западный 19 Санкт-Петербург 5. III 10 20 Республика Карелия 5. IV 12 21 Республика Коми 6. IV 15 22 Архангельская обл. IV 15 23 Вологодская обл. III 10 24 Калининградская обл. III 7 25 Ленинградская обл. III 10 26 Мурманская обл. IV 15 27 Новгородская обл. III 10 28 Псковская обл. III 10 29 Ненецкий авт. Северо-Кавказский 30 Республика Адыгея 3. III 5 31 Республика Дагестан 3. III 5 32 Республика Ингушетия 3. III 5 33 Чеченская республика 3. III 5 34 Кабардино-Балкарская республика 3. III 5 35 Республика Калмыкия 5. III 10 36 Карачаево-Черкесская республика 3. III 5 37 Республика Северная Осетия-Алания 3. III 5 38 Краснодарский край 3. III 5 39 Ставропольский край 3. III 5 40 Астраханская обл. III 10 41 Волгоградская обл. III 10 42 Ростовская обл. Приволжский 43 Республика Башкортостан 5. IV 12 44 Республика Марий Эл 5. III 10 45 Республика Мордовия 5. III 10 46 Республика Татарстан 5. III 10 47 Удмуртская республика 5. III 10 48 Чувашская республика 5. III 10 49 Кировская обл. III 12 50 Нижегородская обл. III 10 51 Оренбургская обл. IV 15 52 Пензенская обл. III 10 53 Пермская обл. IV 10 54 Самарская обл. III 10 55 Саратовская обл. III 10 56 Ульяновская обл. III 10 57 Коми-Пермяцкий автономный округ 6. Уральский 58 Курганская обл. IV 10 59 Свердловская обл. IV 10 60 Тюменская обл. IV 12 61 Челябинская обл. IV 10 62 Ханты-Мансийский автономный округ 6. IV 18 63 Ямало-Ненецкий автономный округ 6. Сибирский 64 Республика Алтай 5. IV 15 65 Республика Бурятия 6. IV 18 66 Республика Тува 6. IV 18 67 Республика Хакасия 6. IV 18 68 Алтайский край 5. IV 15 69 Красноярский край без Таймырского и Эвенкийского АО 5. IV 15 70 Иркутская обл. IV 18 71 Кемеровская обл. IV 15 72 Новосибирская обл. IV 12 73 Омская обл. IV 12 74 Томская обл. IV 12 75 Читинская обл. IV 18 76 Таймырский автономный округ 7. V 18 77 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6. IV 18 78 Эвенкийский автономный округ 7. V 18 79 Агинский Бурятский автономный округ 6. Дальневосточный 80 Республика Саха-Якутия без Чукотского АО 7. V 20 81 Приморский край 5. IV 12 82 Хабаровский край 5. IV 12 83 Амурская обл. IV 15 84 Камчатская обл. IV 15 85 Магаданская обл. IV 18 86 Сахалинская обл. IV 12 Сахалинская обл. IV 15 87 Еврейская автономная обл. IV 12 88 Корякский автономный округ 6. IV 15 89 Чукотский автономный округ 6. IV 20 90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7. V 20 Порядок применения надбавок к нормам расхода топлива в зимнее время года Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах - в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей". Указанный период применения зимних надбавок к норме их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных местных органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказами руководителей предприятий. Региональные местные органы власти или руководители предприятий могут производить уточнения начального и конечного периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях понижениях или повышениях температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений - по согласованию с региональными местными службами Гидрометцентра РФ. В качестве такой температурной границы принимается температура минус 5 град. С, ниже и выше которой можно производить соответствующие уточнения по применению зимних надбавок. При работе автомобилей в отрыве от основных баз нахождение в командировках в других климатических районах применяются надбавки, установленные для района работы автомобиля. При междугородных перевозках грузов и пассажиров поездках в другие климатические зоны рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута. Приложение 3 Справочное КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Автомобильные транспортные средства АТС подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения определенных преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов в т. В настоящее время для автотранспорта вводится новая классификация и обозначения, принятые в международных требованиях, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комисс ии ООН Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН N 36, N 52 и др. Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН Катег о- рия АТС Тип и общее назначение АТС Максимальная масса Класс и эксплуатационное назначение АТС 1 2 3 4 М 1 АТС, используемые для перевозки пассажиров имеющие не более 8 мест кроме места водителя Не регламентируется Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости М 2 АТС, используемые для перевозки пассажиров имеющие более 8 мест кроме места водителя До 5,0 Автобусы: городские, кл. III М 3 АТС, используемые для перевозки пассажиров имеющие более 8 мест кроме места водителя Свыше 5,0 Автобусы: городские, кл. III, в том числе сочлененные М 2 и М 3 Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров кроме места водителя Не регламентируется Автобусы маломестные: - для стоящих и сидящих пассажиров, кл. А; - для сидящих пассажиров, кл. В; - в том числе повышенной проходимости N 1 АТС, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются пока для ряда моделей до настоящего времени, включая АТС специализированного и специального назначения. В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС: 1-я цифра обозначает класс АТС: Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя в литрах или куб. Для автобусов по габаритной длине в м : 22 - особо малый до 5,5 32 - малый 6,0 - 7,5 42 - средний 8,5 - 10,0 52 - большой 11,0 - 12,0 62 - особо большой сочлененные 16,5 - 24,0. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены. Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. Это указывает на то, что базовая модель имеет модификации. Пользование отопителями предполагается в зимнее в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавока также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 град. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется производить по данным завода-изготовителя. Приложение 5 ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМИРУЕМОГО РАСХОДА ТОПЛИВА в примерах приводятся условные цифры, предназначенные для иллюстрации расчетов 1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 - 800 метров, совершил пробег 244 километра. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280. Исходные данные: - базовая норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тн щебня. Общий пробег составил 240 км. Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормируемый расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 базового для самосвала КамАЗ-5511 с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 на сжиженном нефтяном газеработая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.